Сайт на реконструкции!

 
«...и познаете истину, и истина сделает вас свободными»
(от Иоанна, 8:32)

Что такое информация

Определение понятия

Слово «Информация» давно и прочно вошло в русский язык и используется очень широко, несмотря на отсутствие общепринятого определения информации как научного термина. Что касается юридической трактовки термина «информация», то пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» дано следующее определение:

информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Однако юридическое толкование слова «информация» не даёт ответа на вопрос: во-первых, является ли любое сообщение (любые данные, в том числе неприкрытая и наглая ложь) информацией? И во-вторых, как отличить информацию от дезинформации, в том числе намеренной? К сожалению, указанный закон об этом умалчивает, следовательно, юридически достоверная информация или намеренный обман неразличимы. Что касается научного определения информации, то более или менее этот вопрос проработан в математической теории связи, создателем которой считается Клод Шеннон. Однако в ней исследуется только электрический сигнал. Но разве мир ограничивается электромагнитными импульсами? И разве не создавалась и не передавалась информация тысячелетия назад, когда люди ничего не знали об электричестве?

На основании сказанного можно констатировать отсутствие как научного, так и юридического определения данного понятия, которое позволяло бы иметь объективное суждение, являются ли некие данные (сведения, сообщения и т.п.) информацией или нет. Иначе говоря, современной наукой и действующим законодательством не определены объективные критерии, позволяющие заинтересованным лицам выделить из потока сообщений информацию, а прочее (искажения) отбросить.

Поскольку во всех наших работах слово информация (прежде всего экономическая) используется постоянно, представляется необходимым раскрыть это понятие и в дальнейшем использовать его в том строго определённом значении, которое дано ниже. Прежде всего отметим, что информация является одним из базовых понятий, т.е. таких понятий, которые не могут быть выражены или объяснены через другие понятия. Примером базового понятия в геометрии является высота — высоту нельзя выразить через длину или ширину. Так и понятие информации не может быть выражено через другие понятия.

Определение понятия информация начнём с констатации того очевидного факта, что окружающая нас Вселенная МАТЕРИАЛЬНА, т.е. состоит из различных материальных объектов, взаимодействующих между собой в ходе тех или иных процессов. При этом каждому материальному объекту или протекающему процессу соответствует объективная информация о нём. Сказанное означает, что сам объект является носителем 100% информации о самом себе. Тогда информация есть образ объекта (процесса). Но что такое образ? Посмотрите на какой-то материальный объект в поле вашего зрения. Теперь закройте глаза и представьте себе его. Это и есть информация, т.е. образ объекта в вашем сознании. Тут сделаем важное замечание – для вызова образа в сознании не нужны слова. Т.е. информация существует объективно, вне лексических форм.

По области описания мы можем классифицировать информацию на предметную или фактологическую, т.е. описывающую объекты, и методологическую, которая описывает процессы. Для понимания разницы между объектом и его образом (информацией) посмотрим на приведённый рисунок.

Чашка и сахарница – собственно объекты, а их отражение в зеркале – образ объекта или информация о нём. Мы можем сфотографировать объект и получить его цифровой образ – специальным способом кодированную информацию. Можно описать объект словами, что также будет информацией о нём. Следовательно, информация об одном и том же объекте может существовать на разных носителях в неограниченном количестве экземпляров. На самом объекте это не сказывается никак. Ещё раз отметим, что образ объекта, который мы воспринимаем непосредственно через органы чувств, возникает в нашем сознании не требуя использования каких – либо слов или понятий. Другое дело – передача информации, т.е. создание образа объекта в сознании другого человека (Получателя). Итак, информация существует объективно, в чём каждый может убедиться лично на опыте. Но восприятие её каждым индивидом субъективно. Причина этого – различия в способе восприятия информации и в самом сознании человека. Из нижеследующего рисунка может быть понятно, что разные наблюдатели могут воспринимать информацию об одном объекте неодинаково.

Но есть и субъективная мера понимания, присущая каждому индивиду. Она зависит от состояния психики конкретного человека, в том числе от уровня образования, нравственной позиции и иных факторов. Подробнее об этом поговорим ниже.

Рассматривая далее процесс передачи информации мы можем исследовать её объективные свойства (характеристики) и понять, как отличить информацию от её имитации.

Как можно передать информацию об объекте другому человеку, который никогда его не видел? Очевидно, что проще всего было бы передать образ из своего сознания непосредственно в сознание Получателя, т.е. использовать телепатию. Однако есть проблема — далеко не все люди способны принимать телепатические послания, т.е. надо искать другие способы, а главное – нужно понять, что и как сообщать Получателю об исходном объекте.

Для передачи информации необходимо ясно представить себе исходный объект и понять, что именно нужно сообщить о нём Получателю, чтобы создать в его сознании адекватный исходному объекту образ. Каждый объект обладает той или иной структурой (от лат. structure – строение, расположение, порядок), под которой понимается совокупность его устойчивых связей, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе. Структура, размеры, цвет и прочие характеристики и свойства являются объективной мерой, которая позволяет один объект отличить от другого. Поскольку материальные объекты различаются исходя из меры их количественных и качественных параметров (свойств), информация должна содержать меру различения описываемых объектов и процессов. Без меры, т.е. количественной и качественной определённости в описании свойств (параметров, характеристик) объекта (процесса), нет информации, так как в этом случае Получатель не сможет отличить один объект от другого.

Таким образом, передача информации включает в себя:

1. Описание информационной структуры, т.е. набора понятий и взаимосвязей между понятиями, описывающих исходный объект.

2. Описание объективных характеристик (свойств) объекта.

3. Кодирование информации, запись её на материальный носитель и передача Получателю. Примерами кодирования информации являются: устная речь, письменное сообщение, иероглиф, рисунок, чертёж, фотография.

Здесь важно отметить, что передача информации без материального носителя невозможна! Значит, информации не существует без материи и меры.

Представляется очевидным, что разные носители передают информацию об исходном объекте по разному. Вернёмся к примеру с отражением материального объекта в зеркале — есть собственно объект и есть информация о нём (его отображение в зеркале). Один и тот же объект может быть отражён во множестве зеркал, однако сами зеркала могут отражать исходный объект с разной степенью достоверности, что даёт нам повод поговорить о качестве зеркал, то есть качестве информации.

Качество информации

Качество есть тождественная с бытием определённость, так что нечто перестаёт быть тем, что оно есть, когда оно теряет своё качество.

Гегель

Как правило, на бытовом уровне понятие качества ассоциируется с оценкой: хорошо или плохо, однако это не так. Приведённое в эпиграфе определение термина «качество», данное великим немецким философом, является наиболее точным и ёмким из всех, которые мне удалось найти. Под определённостью следует понимать некую объективную меру, являющуюся свойством объекта (гегелевского нечто). Способность субъекта (наблюдателя) к различению данной меры делает возможным объективное суждение о качестве объекта — «это или не это».

Таким образом, качество объекта есть объективная мера его свойства или совокупности свойств объекта. Следовательно, если оценивается качество колбасы, следует говорить не о том, плохая она или хорошая, а оценивать её объективные характеристики, например, содержание мяса. Именно так и поступают эксперты. Оценивать качество информации следует по её способности создать адекватный образ объекта в сознании получателя. Качество информации характеризуется её объективными и субъективными свойствами, которые мы и рассмотрим ниже.

Свойства информации

Когда говорят об информации, на первое место ставят такое её свойство, как достоверность. Действительно, недостоверная информация как минимум бесполезна, а как максимум – опасна. Но зададимся вопросом — по каким критериям можно отличить достоверную информацию от недостоверной?

Для рассмотрения этого вопроса в качестве примера возьмём такой всем знакомый информационный объект, как отчёт банка клиенту об операциях по его счёту (далее — Отчёт). Набор данных (структура информации) очевиден: остаток средств на начало периода, расход и приход за период (по операциям), остаток средств на конец периода. Далее проанализируем свойства информации на этом конкретном примере.

Актуальность — соответствие информации состоянию исходного объекта на определённый момент времени. Для нашего примера это означает, что в Отчёте должен быть указан период, за который он составлен, а для операций по счёту — указаны даты.

Полнота — означает, что исходный объект описан без пропусков каких – либо элементов. В нашем примере полнота Отчёта означает, что в нём отражены остатки денежных средств и все операции по банковскому счёту. Отсутствие полноты — пропуск в отчёте одной или более операций. При отсутствии данных об остатках или хотя бы одной операции Отчёт будет неполон, т.е. недостоверен в силу неполноты информации.

Целостность — единство или внутренняя связность (непротиворечивость) информации. На примере Отчёта можно показать искажение информации вследствие нарушения целостности. Например, общая сумма расходов в Отчёте не соответствует сумме всех отражённых в Отчёте расходных операций. Следовательно, либо допущена ошибка в расчёте, либо ошибка в данных об операциях.

Отсутствие полноты или целостности информации может быть объективно доказано. Следовательно, рассмотренные выше свойства информации являются объективными, т.е. независимыми от сознания конкретного Пользователя. Таким образом, актуальность, полнота и целостность определяют объективную достоверность информации, иначе говоря, актуальная, полная и целостная информация является достоверной. 

Помимо объективных существуют и субъективные (т.е. зависящие от отношения к ним конкретного субъекта) характеристики информации. Очевидно, что такие свойства информации как ценность (полезность), а так же понятность оцениваются людьми чисто субъективно — то, что понятно и ценно одному, может быть безразлично и бесполезно другим. Однако есть свойство информации, которое тоже является субъективным, однако заслуживает подробного рассмотрения. Это существенность — глубина, т.е. достаточность информации или её способность изменить меру неопределённости Получателя в отношении какого – либо объекта в нужной ему степени. Для пояснения термина рассмотрим следующий пример: руководитель предприятия запрашивает в бухгалтерии данные о текущем остатке денежных средств в кассе. Варианты ответов: 1) Много; 2) Больше ста тысяч; 3) 100 211 руб. 50 коп. Все ответы — достоверны, однако для разных руководителей при разных обстоятельствах любой из ответов может быть удовлетворительным. Например, руководитель решил направить в командировку сотрудника, сумма командировочных расходов оценивается в 70-80 тысяч рублей. Вопрос о достаточности денежных средств в кассе для немедленной отправки сотрудника в командировку разрешается при ответах 2 и 3, при этом третий вариант ответа избыточно точен, так как руководителю достаточно было знать, что в кассе есть 70 тыс. рублей. А вот ответ № 1 не снимает неопределённости в достаточности денежных средств. Таким образом, существенность – объективный критерий качества информации, хотя он и оценивается субъективно. Объективность существенности информации проявляется в том, что можно задать некий объективно измеримый критерий – уровень существенности, пользуясь которым можно разграничить существенную информацию от несущественной. Например, для ранее рассмотренного примера с банковским Отчётом можно принять уровень существенности в 5 процентов от показателя, тогда искажения Отчёта можно классифицировать как существенные или не существенные по объективному критерию. Проблема в том, что для разных получателей такой уровень существенности может быть недостаточным, а для других – избыточным. Как правило, в подавляющем большинстве случаев Пользователь и не нуждается в абсолютно полной информации, однако ему нужна информация актуальная, полная и целостная во всех существенных отношениях по его (Пользователя) субъективной оценке. Представляется разумным в случаях, когда та или иная информация является общественно – значимой, установить критерии её существенности нормативно. Нормативная регламентация делает критерии существенности информации юридически объективными для предусмотренных соответствующим нормативным актом лиц и их взаимоотношений. Объективность информации в данном контексте означает, что в рамках действия соответствующих нормативных актов достоверная информация может быть отличена от недостоверной по общеизвестному и обязательному для всех критерию (уровню существенности). Следовательно, для предусмотренных законодательством случаев общество получает объективный критерий достоверности информации — т.е. юридически достоверна информация, не имеющая существенных искажений.

Каждому объекту или процессу во Вселенной соответствует объективная информация, однако люди любую информацию воспринимают субъективно. Поэтому, если люди осуществляют какую – либо совместную деятельность, в ходе которой происходит обмен информацией, успех этой деятельности зависит от наличия тех или иных процедур, гарантирующих определённый стандарт её достоверности. В силу этого обстоятельства в науке и технике существует огромное количество нормативных актов, регулирующих точность информации. Например, картография и навигация, конструкторская документация и т.п. Отсутствие стандартов достоверности информации во многих отраслях человеческой деятельности влечёт катастрофу.

В заключение приведём примеры оценки полноты и целостности информации. Предположим, совершено преступление. Следователь, собрав известные ему факты, выдвигает версии, т.е. те или иные возможные последовательности действий преступника, в которые укладываются известные факты. Для подтверждения версии следователь собирает дополнительную информацию – т.е. факты, подтверждающие выдвинутую версию. Если это удаётся – преступление раскрыто и преступник задержан. Но тут адвокат и сам преступник выдвигают собственную версию событий. Для этого необходимо также собрать факты, подтверждающие версию защиты. Очевидно, что версия адвоката должна объяснять все факты, собранные следователем, но давать им иное объяснение. Задача адвоката может быть легче – для оправдания подозреваемого достаточно найти хотя бы один факт, который опровергает версию следствия. В ранее изложенных терминах все перечисленные действия есть подтверждение или опровержение полноты и целостности информации (версии следствия).

Аналогично дело обстоит и в науке. Для объяснения того или иного явления выдвигается научная гипотеза. В её подтверждение собираются факты, т.е. проводятся исследования, опыты, наблюдения и т.д. Если собранные данные подтверждают гипотезу, она становится научной теорией, т.е. признаётся объективной информацией. Однако если находится хотя бы один факт, который теория объяснить не может, данная теория как научная информация утрачивает полноту и/или целостность, т.е. перестаёт быть информацией. Справедливости ради следует заметить, что есть научные теории, давно опровергнутые фактами. Тем не менее, такие теории не пересматриваются и считаются по-прежнему достоверными. Как говорится, если факты противоречат теории, тем хуже для фактов…. Если исходить из данного здесь понимания термина информация, такие теории информацией не являются, несмотря на мнение учёного начальства. Информация есть объективное отражение реальных объектов или процессов, что не всегда и не всем удобно. Думается, это одна из многих причин, по которой понятие информация не имеет общепринятого научного и юридического толкования.

О субъективности информации в человеческой психике

Поскольку выше было упомянуто о субъективности отражения информации в сознании людей, рассмотрим этот вопрос подробнее. Итак, объекты и процессы внешнего мира отображаются в нашем сознании непосредственно через органы чувств. Образы, т.е. информация в нашем сознании существует объективно и не нуждается в каких-либо лексических формах. Совокупность информации, свойственная психике конкретного субъекта (включая всю фауну) формирует его мировоззрение, т.е. отношение к объектам окружающего мира и к себе самому в нём. Мировоззрением обладают муравей, пчела, заяц, волк, ну и конечно, люди. Субъективный образ леса для всех перечисленных субъектов – разный, но это не означает, что не существует объективной информации о лесе как таковом. Однако исчерпывающая по своей полноте информация о лесе никем не будет востребована, каждому достаточно лишь существенной по его субъективной оценке. Современной науке известно, что животные могут обмениваться информацией. Как это происходит, нас не интересует, а вот коммуникация людей происходит главным образом через лексические формы. Механизм этого явления простой — каждому образу (информации) ставится в соответствие некое слово. Информация (как субъективный образ) и слово в совокупности образуют Понятие. Совокупность понятий и взаимосвязей между ними образуют Миропонимание. Идентичность мировоззрения и миропонимания множества людей — основа единства общества.

Однако надо помнить, что свойства человеческой психики обусловлены прежде всего её нравственной составляющей, которая и задаёт направление всей психической деятельности. Поскольку нравственные стандарты субъективны, т.е. различны у разных людей и социальных групп, они формируют разное мировоззрение и миропонимание. Разумеется, оно формируется таким образом, что бы носители разного рода нравственных стандартов ощущали психологический комфорт и душевное равновесие. Но иногда человек сталкивается с информацией, которая разрушает его миропонимание, т.е. его представление о внешнем мире и своём месте в нём. Это серьёзный вызов, на который следует как-то реагировать.

Каждый человек способен к анализу понятийного аппарата (не только своего) на противоречивость. Иначе этот процесс можно назвать анализом полноты и целостности мировоззренческой информации, выраженной через соответствующую систему понятий. В результате может появиться необходимость в отказе от каких-то понятий и/или разработке новых. Тут надо понимать, что это возможно лишь в процессе мышления, однако, как метко выразился киевский златоуст В. Кличко, это могут делать не только лишь все. Мало кто может это делать. Мировоззрение тех, кто не может это делать или сознательно уклоняется от мыслительных действий, является лоскутным, т.е. на каждый отдельный случай – свой шаблон. Но если вдруг что-то для индивида нестандартное – шаблоны рвутся.

С точки зрения вышесказанного человеческая психика может представлять из себя:

1. Набор шаблонов и стереотипов, представляющих из себя практически условные рефлексы, вызывающие автоматическую реакцию на тот или иной сигнал из внешней среды. При этом новые обстоятельства или события приводят её в ступор вплоть до клинических случаев.

2. Информационно – алгоритмический модуль, который непрерывно работает над формированием полной и целостной (логически непротиворечивой) картины окружающего мира. В случае столкновения с новыми обстоятельствами в психике индивида:

— формируются новые понятия, которые гармонично вписываются в существующее миропонимание;

— миропонимание расширяется через осознание новых понятий и их взаимосвязей, после чего перед индивидом могут открыться новые возможности.

Надо оговориться, что я не делю людей на тех, у кого упомянутый модуль есть и тех, кто его лишён. Договоримся на том, что есть он у всех, но мало кто хочет им пользоваться в том режиме, который описан выше в п. 2. Кроме того, и вторая группа не изобретает велосипед каждый раз заново, т.е. имеет свои шаблоны, однако в отличие от первой группы их не лелеет, а постоянно испытывает на прочность, а в случае их разрушения при столкновении с реальностью – безжалостно выбрасывает и вырабатывает новые, более адекватные жизни. Причём адекватность новых опять непрерывно испытывается.

Очевидно, что вторая группа будет иметь преимущества перед первой, поскольку первая фактически останавливает развитие. Кроме того, пропуск или не освоение важной информации могут повлечь катастрофу для индивида или общества. Тем не менее, описанные модели поведения людей реально наблюдаются. Есть такой милый обычай – много раз наступать на одни и те же грабли. Ещё рассказывают про мышек, которые плачут, но продолжают есть кактус.

Но тут главное – вопрос о причинах разного отношения к своим шаблонам и стереотипам. Ответ, на мой взгляд, вытекает из нравственной позиции. Для одних новое знание (понятийный аппарат, шаблоны и стереотипы поведения) является нравственно – приемлемым, для других – нет. Более того, новый взгляд на мир может поколебать или выставить чью-то нравственную позицию в неприглядном свете. В этом случае ответом на новую информацию будет агрессия, прежде всего – психологическая. Следовательно, принятие или непринятие нового знания индивидом нравственно обусловлено. И в этом – одна из причин субъективного отражения одной и той же информации в человеческой психике. Она, разумеется, не единственная, но очень важная.

Экономическая информация.

В предельном обобщении любая экономика, независимо от социального строя и этапа исторического развития, представляет собой процесс преобразования природных ресурсов в продукты, готовые для человеческого потребления посредством человеческого труда. Преобразование природных ресурсов предполагает приложение человеческого труда с целью их добычи (в т.ч. выращивания) и переработки. Следовательно, труд или трудовые ресурсы есть базовая экономическая категория, имеющая определённые признаки: квалификация (специализация) и его количество. Дополнительно мы можем ввести понятие предметы труда – т.е. то, к чему прилагается человеческий труд. В современных условиях почти любая работа над предметами труда выполняется при помощи инструментов или какого-то оборудования. Назовём это средства труда. В результате экономического процесса мы получаем продукты потребления. Таким образом, в экономическом процессе участвуют собственно труд, предметы и средства труда, а также продукты потребления, которым дадим обобщающее название – экономические объекты.

Теперь легко дать определение экономической информации – это информация об экономических объектах и их взаимосвязях в процессе производства и распределения.

Всё вышеперечисленное является вполне осязаемым, материальным и поддающимся точному исчислению в конкретных натуральных и/или денежных единицах измерения, т.е. имеет объективную меру, т.е. конкретные количественные и качественные характеристики. Невозможно спорить с тем, что потребляемые товары вполне материальны и оплачиваются вполне реальными деньгами. А поскольку всё это объективно существует, то существует и объективная информация об экономической деятельности и её результатах. Однако есть ещё проблема описания связей между экономическими объектами, раскрывающих алгоритмы их взаимодействия. Описав их, мы получаем информационно – алгоритмическую модель экономического процесса, которую можно наполнить реальными данными. Для примера вспомним Отчёт по банковскому счёту – это простейшая экономическая модель описывает алгоритмику взаимодействия между расходными и приходными операциями на банковском счёте. Здесь представляется уместным дать дополнительные пояснения о том, что такое модель.

В предельно обобщённой форме модель — условный образ (описание, информация) объекта исследования, сконструированный для упрощения этого исследования. При построении модели предполагается, что её изучение может дать новые знания о моделируемом объекте. Поскольку создание и исследование модели объединяется одним термином – моделирование, необходимо уточнить, что это разные процессы:

Создание модели — описание реального объекта или процесса. Поскольку у нас речь идёт об экономике, нам нужно описывать экономические процессы.

Исследование модели — позволяет исследовать поведение реального экономического объекта. Подстановка в модель конкретных исходных данных о планировании экономического процесса и/или его реальном протекании должно приводить к получению объективной экономической информации.

Таким образом, экономическая модель нужна для того, что бы исследовать характеристики того или иного экономического процесса в целях организации управления реальным экономическим процессом или процессами. Однако разработка такой модели требует понимания роли информации в управлении вообще и в управлении экономическими объектами в частности. Далее рассмотрим этот вопрос.