Как принять расходы на ГСМ для целей налогового учёта
Проход по ссылкам навигацииПубликации Как принять расходы на ГСМ для целей налогового учёта
Яндекс.Метрика
 
«...и познаете истину, и истина сделает вас свободными»
(от Иоанна, 8:32)

Внимание!!! Проводится модернизация сайта. Возможна нестабильная работа. Приносим свои извинения.

Задать ?

Как принять расходы на ГСМ для целей налогового учёта

Задать ?

По общему правилу, установленному статьёй 252 НК РФ, для признания расходов в целях налогообложения они должны быть экономически обоснованы (т.е. направлены на получение дохода) и документально подтверждены. Всё это в полной мере относится к списанию горюче-смазочных материалов.

Задать ?

Очевидно, что ГСМ можно списывать, если у организации имеются автотранспортные средства (в собственности или в аренде). В случае, если организация автомобиль арендует, то в договоре аренды должна быть предусмотрена обязанность арендатора нести расходы на ГСМ, запчасти и т.д. (статья 646 ГК РФ).

Задать ?

Итак, автомобиль имеется и право его эксплуатации надлежаще оформлено юридически. Далее следует документально подтвердить экономическую обоснованность его использования. Применительно к списанию ГСМ в расходы экономическая обоснованность:

Задать ?

- Наличие документального подтверждения деловых целей использования автомобиля;

Задать ?

- Документальное подтверждения характеристик использования машины (пробег, машино-часы и т.п.);

Задать ?

- Обоснование применяемых норм расхода топлива.

Задать ?

Здесь следует помнить, что в соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011№ 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» формы первичных учётных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учёта. Формы учётных документов, применяемых организацией, утверждаются в учётной политике, что следует из пункт 4 ПБУ 1/2008.

Задать ?

Таким образом, организация может самостоятельно разработать формы первичных документов по учёту ГСМ, но допускается и использование форм первичных учётных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учётной документации, в том числе утверждённых постановлением Госкомстата РФ от 28.11.97 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учётной документации по учёту работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте». Далее мы будем ссылаться на упомянутое постановление.

Задать ?

Списание ГСМ производится по каждому конкретному автомобилю вне зависимости от того, является ли автотранспорт собственным или арендованным на основании данных о фактическом расходе топлива с учётом пробега, указанного в путевом листе. Согласно пункту 2 вышеуказанного Постановления путевой лист, являющийся первичным документом по учёту работы соответствующих типов автомобиля, выписывается в одном экземпляре уполномоченным лицом только на один день или смену. На более длительный срок он выдаётся только в случае командировки, когда водитель выполняет задание в течение более одних суток (смены).

Задать ?

Не полностью или неправильно оформленные путевые листы (незаполненные строки показаний спидометра на начало и конец дня, отсутствие величины пробега, количества и целей поездок) могут привести к спорам с налоговыми органами по поводу экономической обоснованности включения затрат по ГСМ в расходы, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Задать ?

Если документальное оформление списания ГСМ надлежаще организовано, остаётся вопрос обоснованности применяемых норм расхода топлива. Для обоснования применяемых организацией норм следует руководствоваться Методическими рекомендациями «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утверждёнными Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р. Согласно п. 1 упомянутого документа:

Задать ?

«Методические рекомендации… предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации».

Задать ?

При этом п. 3 упомянутых рекомендаций предусмотрено, что нормы расхода топлив и смазочных материалов предназначены для расчётов при налогообложении предприятий, поэтому именно на эти нормы будут ориентироваться налоговые органы.

Задать ?

Если по каким-либо причинам они вас не устраивают, вы вправе разработать собственные, но при этом следует понимать, что доказывать их обоснованность вам придётся самостоятельно.