Как скорректировать учётную политику на 2018 год
Проход по ссылкам навигацииПубликации Как скорректировать учётную политику на 2018 год
Яндекс.Метрика
 
«...и познаете истину, и истина сделает вас свободными»
(от Иоанна, 8:32)

Внимание!!! Проводится модернизация сайта. Возможна нестабильная работа. Приносим свои извинения.

Задать ?

Как скорректировать учётную политику на 2018 год

Задать ?

Что учесть для целей бухгалтерского учёта

Задать ?

Приказом МФ РФ от 28.04.2017 № 69н внесены изменения в ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации». Изменения вступили в силу 06.08.2017, что обязывает организации к пересмотру или дополнению принятой учётной политики. Однако прежде чем перейти к обзору изменений, необходимо вспомнить, как устроена система регулирования бухгалтерского учёта в РФ.

Задать ?

Пунктом 1 статьи 21 Федеральный закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» определяется, что к документам в области регулирования бухгалтерского учёта относятся федеральные и отраслевые стандарты, которые для краткости будем называть далее РСБУ. С другой стороны, пункт 4 статьи 20 упомянутого закона устанавливает, что РСБУ разрабатываются на основе международных стандартов (далее – МСФО). Но кроме этого закона есть ещё Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчётности», в соответствии с которым отдельные российские организации обязаны составлять отчётность по МСФО. А ещё есть организации, которые могут вести учёт по упрощённой системе, даже без двойной записи.

Задать ?

Так вот, изменения в ПБУ 1/2008 как раз и определяют, как конкретной организации сформировать собственный стандарт бухгалтерского учёта – учётную политику – не запутавшись во всём этом цирке вышеперечисленных стандартов и вести учёт, руководствуясь собственной учётной политикой и ничего не нарушая.

Задать ?

Итак, совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учёта составляет его учётную политику. Если по конкретному вопросу соответствующий стандарт предусматривает несколько способов ведения учёта, выбор способа организация осуществляет самостоятельно, с учётом требований пунктов 5, 5.1 и 6 ПБУ 1/2008.

Задать ?

Во-первых, следует определить, какими стандартами при выборе способов ведения учёта следует руководствоваться: МСФО или РСБУ. Второй вопрос: как поступить, если соответствующими стандартами способы ведения учёта по определённым вопросам не установлены. Правильное решение поможет принять алгоритм, который приведён на рисунке 1 (кликабельно).

Задать ?

Рис. 1

Алгоритм выбора способа ведения учёта

Задать ?

Прокомментируем приведённую схему. Итак, по общему правилу способы ведения учёта выбираются из установленных соответствующими РСБУ. Однако организации, составляющие консолидированную отчётность, вправе не применять РСБУ в случае, если в результате их применения учётная политика перестанет соответствовать МСФО. Это установлено пунктом 7 ПБУ 1/2008. И следует помнить, что информация в отношении каждого не применяемого способа ведения учёта в соответствии с РСБУ подлежит раскрытию в учётной политике. При этом необходимо показать соответствующие требования МСФО и как это требование будет нарушено в случае применения РСБУ (пункт 20.1 ПБУ 1/2008).

Задать ?

Что делать, если соответствующие РСБУ не определяют способы ведения учёта? В этом случае организация разрабатывает их самостоятельно (пункт 7.1), исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учёте, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. При этом организация, основываясь на допущениях и требованиях, приведённых в пунктах 5 и 6 ПБУ 1/2008, использует последовательно следующие документы:

Задать ?

а) международные стандарты финансовой отчётности;

Задать ?

б) положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учёта по аналогичным и (или) связанным вопросам;

Задать ?

в) рекомендации в области бухгалтерского учёта.

Задать ?

Пункт 7.4 Положения даёт право не применять изложенный выше порядок формирования учётной политики, если от выбранных способов ведения учёта не зависят экономические решения пользователей бухгалтерской отчётности, т.е. информация, полученная в результате применения того или иного из допустимых способов ведения учёта, изменяется не существенно.

Задать ?

Однако такое отступление от правил требует, как минимум, надлежащего обоснования. В обосновании нуждается критерий признания той или иной информации существенной или несущественной. Нормативно установленного критерия сегодня не существует. Тем не менее, такой критерий очень полезно установить в самой учётной политике, однако это тема для отдельного комментария.

Задать ?

В исключительных случаях, когда применение вышеизложенного порядка формирования учётной политики приводит к недостоверному представлению финансового положения, организация вправе отступить от правил, при соблюдении условий, указанных в пункте 7.3 ПБУ 1/2008.

Задать ?

Если головная организация разрабатывает и утверждает свои стандарты, то дочернее общество обязано применять способы ведения бухучёта в соответствии с разработанными стандартами головной организации (п.5.1 ПБУ 1/2008).

Задать ?

Пунктом 7.2 комментируемого положения установлено, что организации, имеющие право применения упрощённых способов бухгалтерского учёта, в случае отсутствия в федеральных стандартах соответствующих способов ведения бухгалтерского учёта по конкретному вопросу вправе формировать учётную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности (см. пункт 6 Положения).

Задать ?

Если предприятие добровольно применяет нормативные акты до наступления срока их обязательного применения, то этот факт необходимо раскрыть в бухгалтерской (финансовой) отчётности (п.23 ПБУ 1/2008).

Задать ?

Изменения в учётной политике, утверждённой на следующий год, теперь можно не раскрывать в пояснительной записке, т.к. пункт 25 исключён из новой редакции Положения.

Задать ?

Учётная политика для целей налогового учёта

Задать ?

Рассмотрим изменения налогового законодательства, которые могут повлечь необходимость раскрытия в учётной политике для целей налогообложения в 2018 году соответствующих методов учёта в случае их применения налогоплательщиком.

Задать ?

Учёт основных средств

Задать ?

Расширен список объектов основных средств, по которым может применяться ускоренная амортизация со специальным коэффициентом, но не выше 3 (пп. 4 п.2 ст. 259.3 НК РФ).

Задать ?

Специальный коэффициент применяется к объектам, введённым в эксплуатацию после 01.01.2018 и только в отношении объектов основных средств, включённых в соответствующий перечень, утверждённый Постановлением Правительства РФ (пп. 4 п.2 ст. 259.3 НК РФ).

Задать ?

Появилась возможность уменьшить налог на прибыль (авансовый платёж) на инвестиционный налоговый вычет. Его применение заявляется налогоплательщиком в учётной политике (пункт 8 ст. 286.1 НК РФ). Подробно о применении инвестиционного вычета можно прочитать здесь.

Задать ?

Расходы на НИОКР

Задать ?

Стоимость амортизируемых НМА, полученных в результате выполнения НИОКР, т.е. на объекты исключительных прав, на результаты интеллектуальной деятельности, разрешено учитывать при налогообложении с повышающим коэффициентом 1,5 (п. 7 ст. 262 НК РФ).

Задать ?

В  учётной политике для целей налогообложения необходимо закрепить порядок признания указанных расходов.

Задать ?

Раздельный учёт «входного» НДС

Задать ?

С 01.01.2018 вступили в силу изменения в п.4 ст.170 НК РФ. До вступления в силу изменений, если расходы на необлагаемые НДС операции не превышали 5%, раздельный учёт можно было не вести и всю сумму «входного» НДС принять к вычету.

Задать ?

С 01.01.2018 ведение раздельного учёта является обязательным, независимо от размера расходов по необлагаемым НДС операциям. При этом сохраняется возможность принимать к вычету весь «общехозяйственный» НДС, т. е. НДС по товарам (работам, услугам), приобретённым для использования одновременно в облагаемых и необлагаемых операциях, в случае выполнения правила о 5%.

Задать ?

В соответствии с вышеизложенным, учётная политика должна раскрывать порядок ведения раздельного учёта НДС в соответствии с нормами статьи 170 НК РФ. В случае, если учётная политика о порядке ведения раздельного учёта умалчивает, налоговый орган может сделать вывод об отсутствии раздельного учёта. И доказывать в суде, что фактически вы его вели, будет очень не просто.