Документальное оформление оказания услуг
15.10.2018
© ООО «ФинИнформ»
Контроль актуальности: 25.12.2019
Статус: Актуален.
Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определённые действия или осуществить определённую деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. При этом гражданское законодательство не содержит норм, регламентирующих порядок документального оформления приёма-сдачи услуг, что позволяет, по мнению некоторых специалистов, вообще не оформлять оказание услуг документально. В этом случае налогоплательщик будет подвержен высокому риску непризнания налоговым органом затрат на соответствующие услуги для целей налогообложения, а так же может быть не принят к вычету НДС по соответствующим услугам.
Дело в том, что услуги, в отличие от выполнения работ, не имеют по своему завершению какого-либо овеществлённого результата, вследствие чего налоговые органы проявляют повышенный интерес к расходам на оказание всевозможных маркетинговых, консультационных, информационных, юридических и иных услуг, часто сомневаясь в их реальности.
Во избежание налоговых рисков следует принимать во внимание требования следующих нормативных актов:
1. В соответствии с законом «О бухгалтерском учёте» от 06.12.2011 № 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учётным документом, при документы принимаются к учёту при условии, что они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 упомянутого закона. Обращаем внимание, что в составе обязательных реквизитов указаны натуральные и денежные измерители хозяйственной операции. Следовательно, документирование оказания услуг является обязательным, т.е. необходимо составлять акт произвольной формы с указанием всех установленных законом реквизитов. При этом содержание оказанной услуги и её измеритель в натуральном и денежном выражении должны соотноситься с условиями договоров. В акте следует указывать виды и стоимость услуг из числа предусмотренных договором. Как правило, общая фраза о том, что услуги оказаны, не позволяет раскрыть информацию о содержании совершенных операций (оказанных услуг), поэтому не может быть принята по причинам, указанным ниже.
2. Все расходы налогоплательщика, принимаемые для целей налогообложения, должны соответствовать требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, т.е. должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены, при этом под экономической обоснованностью расходов в рассматриваемом контексте понимается их направленность на получение дохода. Как правило, при толковании указанной нормы налогоплательщики упускают из вида, что документально подтверждён должен быть не только сам факт оказания услуг, но и их экономическая обоснованность должна подтверждаться содержанием акта на оказание услуг.
Именно в силу изложенных выше обстоятельств налоговые органы требуют, чтобы документальное оформление услуг было подробным, настаивая, что при составлении актов об оказании услуг стороны должны подробно расписать, какие именно и в каком объёме услуги оказаны, а также привести расчёт цены услуг с разбивкой по составу услуг. Применительно к договорам оказания маркетинговых, юридических, консультационных услуг налоговые органы настаивают на составлении исполнителем отчёта с детальным описанием характера услуг. Невыполнение этих требований часто приводит к негативным для налогоплательщика последствиям.
Например, налоговыми органами и судами не приняты в качестве документов, подтверждающих осуществление услуг, акты сдачи-приёмки, которые не содержат конкретной информации о проведённых консультациях, представленных рекомендациях и выполненных работах, поскольку носят обезличенный характер, не содержат расчёта стоимости оказанных услуг. Кроме того, налогоплательщик не смог подтвердить необходимость в оказанных консультационных услугах и факты использования результатов услуг в своей производственной деятельности (см. постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.05.2006 N А19-39593/05-51).
Однако есть и положительная практика, в частности, в постановлении Президиума ВАС РФ от 20.01.2009 № 2236/07 судьи сделали вывод, что акты приёма-передачи оказанных услуг, не содержащие сведений о детальном характере услуг и затратах рабочего времени сотрудниками компании-исполнителя, все равно являются первичными учётными документами, подтверждающими произведённые расходы, поскольку содержат обязательные реквизиты, при условии, что в них:
- поименованы виды услуг (дана ссылка на реквизиты договора, позволяющего идентифицировать услуги);
- указан период времени, в течение которого они оказаны;
- приведена стоимость услуг;
- имеются подписи представителей общества-заказчика и компании-исполнителя.
Фактически Президиум ВАС РФ признал, что акты приёмки-сдачи могут не содержать детального описания характера оказанных услуг и затрат рабочего времени сотрудников организации-исполнителя.
Различие выводов судей по разным делам объясняются различием в обстоятельствах по конкретным делам, однако из вышесказанного следует сделать вывод, что акты на выполнение услуг должны раскрывать, как минимум, информацию указанную в приведённом выше постановлении Президиума ВАС. Но следует принимать во внимание и то, что указанный спор выигран не рядовым налогоплательщиком, а фактически первой в мире аудиторской фирмой, причём только в высшей судебной инстанции, а до неё они проиграли дело в трёх низших. Есть ли у вас такой ресурс для судебных споров? Нужны ли вам налоговые споры вообще?
Если нет, рекомендуем при оформлении актов на оказание услуг по возможности полно раскрывать их характер, а так же необходимость соответствующих услуг для получения дохода по осуществляемой деятельности.
В заключение отметим, что речь идёт именно о документальном подтверждении экономической обоснованности расходов на услуги, а не об их экономической целесообразности. Налоговым органам не предоставлено права оценивать расходы, понесённые налогоплательщиком, с позиции их экономической эффективности и целесообразности, на что указал Конституционный Суд РФ в определении от 04.06.2007 № 320-О-П, подчеркнув, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности налогоплательщик осуществляет её самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать её эффективность и целесообразность.