Общий порядок учёта поступления МПЗ
30.06.2019
© ООО «ФинИнформ»
Контроль актуальности: 29.10.2020
Статус: Актуален.
С 01.01.2021 действует новый федеральный стандарт ФСБУ 5/2019 «Запасы», утверждённый Приказом Минфина России от 15.11.2019 № 180н, при этом утрачивают силу Методические указания по бухгалтерскому учёту материально-производственных запасов, на которых в основном и построен данный методический материал. Однако отменив упомянутые Указания, Минфин не принял замещающего их нового документа, то есть ранее нормативно отрегулированные вопросы процедуры принятия запасов к учёту, а также их документального оформления, теперь не регулируются никак. Тем не менее, необходимость их регламентации сохраняется. Следовательно, организации должны сделать это самостоятельно. По этой причине мы данный материал не удаляем и не блокируем, поскольку он, во-первых, никак не противоречит новому Стандарту, в во-вторых может помочь главным бухгалтерам организаций в разработке локального нормативного акта (в том числе – положения по учётной политике), регламентирующего порядок документального оформления и принятия к учёту поступающих запасов.
Юридические основания права собственности
Приобретение прав собственности на материально – производственные запасы оформляется, как правило, договорами поставки или купли – продажи.
Договор поставки
По договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 506 ГК РФ).
Договор поставки является разновидностью договора купли-продажи. Отношения сторон по договору поставки регулируются параграфом третьим главы 30 ГК РФ с учётом общих положений о купле-продаже, установленных параграфом первым той же главы. Гражданский кодекс не содержит норм, которые бы устанавливали критерии, позволяющие однозначно квалифицировать в спорных ситуации договор в качестве договора поставки либо договора купли-продажи.
Исходя из норм ГК РФ к названным в законе существенным условиям договора поставки относятся:
— условие о товаре, которое считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество поставляемого товара (п. 3 ст. 455, ст. 506 ГК РФ);
— условие о сроке передачи товара покупателю.
Договор купли - продажи
По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену) (п. 1 ст. 454 ГК РФ).
Исходя из норм ГК РФ к названным в законе существенным условиям договора купли-продажи относятся:
— условие о предмете договора, которое считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара, а во-вторых, иные условия;
— условие о сроке передачи товара покупателю (ст. 457 ГК РФ).
В силу пункта 5 статьи 454 ГК РФ применительно к отдельным видам договора купли-продажи законом могут быть установлены дополнительные существенные условия.
Приёмка МПЗ
На материалы, поступающие по договорам купли-продажи, поставки и другим аналогичным договорам, организация получает от поставщика (грузоотправителя) расчётные документы (платёжные требования, платёжные требования-поручения, счета, товарно-транспортные накладные и т.п., счета - фактуры) и сопроводительные документы (спецификации, сертификаты, качественные удостоверения и др.).
В организации должен быть установлен порядок приёмки, регистрации, проверки, акцептования и прохождения расчётных документов на поступающие материалы с учётом условий поставок, транспортировки (доставки до организации), организационной структуры организации и функциональных обязанностей подразделений (отделов, складов) и должностных лиц. При этом необходимо:
- зарегистрировать документы в журнале учёта поступающих грузов;
- проверять соответствие данных этих документов договорам поставки (другим аналогичным договорам) по ассортименту, ценам и количеству материалов, способу и срокам отгрузки и другим условиям поставки, предусмотренных договором;
- проверять правильность расчетов в расчётных документах;
- акцептовать (оплатить) расчётные документы полностью или частично, или мотивированно отказаться от акцепта (от оплаты);
- определять фактические размеры ответственности в случае нарушения условий договора;
- передавать документы в подразделения организации (бухгалтерской службы, финансовый отдел и т.п.), в сроки, предусмотренные правилами документооборота организации.
Таким образом, в организации должна быть разработана и введена в действие соответствующая локальная нормативная база (приказы, должностные инструкции, графики документооборота и т.п.), определяющая ответственных должностных лиц на всех этапах процедуры приёмки материально – производственных запасов и порядок их документирования.
Для получения имущества со склада поставщика или от транспортной организации уполномоченному лицу выдаётся доверенность за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами, с приложением печати организации (при наличии печати). Доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана также главным бухгалтером этой организации (п. 45 Методических указаний по бухгалтерскому учёту материально-производственных запасов).
Поступившие в организацию счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, акты и другие сопроводительные документы на поступившие грузы передаются соответствующему подразделению организации (отделу материально-технического снабжения, складу и т.п.) как основание для приёмки и оприходования материалов (п. 47 Методических указаний).
Ответственное за приёмку лицо (лица) при приёмке МПЗ проверяют их на соответствие ассортименту, количеству и качеству, указанным в расчётных и сопроводительных документах. По завершении приёмки при отсутствии расхождений с документами поставщика оформляются первичные документы, являющиеся основанием для принятия поступившего имущества к учёту. Как правило, такие документы оформляет лицо, ответственное за их хранение и сохранность.
В соответствии с частью 1 статьи 9 закона «О бухгалтерском учёте» № 402-ФЗ от 06.12.2011 каждый (без исключений) факт хозяйственной жизни организации подлежит оформлению первичным документом, содержащим обязательные реквизиты, перечисленные в части 2 упомянутой статьи. При этом закон не предусматривает обязательного применения бланков, содержащихся в альбомах унифицированных форм.
По общему правилу формы первичных учётных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учёта (ч. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ от 06.12.2011), при этом допустимо использовать бланки унифицированных форм, однако как унифицированные, так и самостоятельно разработанные организацией формы подлежат утверждению в учётной политике организации (п. 4 ПБУ 1/2008).
На основании вышесказанного при отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными (по количеству и качеству) для документального подтверждения факта приёмки можно использовать приходный ордер (типовая межотраслевая форма N М-4 утверждена постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а).
Смысл оформления приходного ордера в том, чтобы обеспечить сохранность поступившего имущества путём закрепления его за конкретным материально – ответственным лицом и местом хранения. Бывают ситуации, когда прибывший груз распределяется по нескольким складам или сразу передаётся в производство (на строительную площадку), следовательно, на одну накладную поставщика может быть оформлено несколько приходных ордеров (по количеству мест хранения и материально – ответственных лиц).
На массовые однородные грузы, прибывающие от одного и того же поставщика несколько раз в течение дня, допускается составление одного приходного ордера в целом за день. При этом на каждую отдельную приёмку материала в течение этого дня делаются записи на обороте ордера, которые в конце дня подсчитываются и общий итог записывается в приходный ордер.
Вместо оформления приходного ордера допускается проставление на документе поставщика (счёт, накладная, и т.п.) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. В этом случае заполняются реквизиты указанного штампа и ставится очередной номер приходного ордера. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру.
При установлении несоответствия поступивших материалов ассортименту, количеству и качеству, указанным в документах поставщика, а также в случаях, когда качество материалов не соответствует предъявляемым требованиям (вмятины, царапины, поломка, бой, течь жидких материалов и т.д.), приёмку осуществляет назначенная руководителем организации комиссия, которая оформляет её актом о приёмке материалов. В этом случае приходный ордер не составляется, а акт о приёмке служит основанием для предъявления претензий и исков к поставщику и (или) транспортной организации (см. также п. 49 Методических указаний).
Материалы на складе и в бухгалтерии приходуются в соответствующих единицах измерения (весовых, объёмных, линейных, в штуках). В случае, когда материал поступает в одной единице измерения (например, по весу), а отпускается со склада в другой (например, поштучно), то его оприходование и отпуск отражаются в первичных документах, на складских карточках и соответствующих регистрах бухгалтерского учёта одновременно в двух единицах измерения. При этом вначале записывается количество в единице измерения, указанная в документах поставщика, затем в скобках - количество в единице измерения, по которой материал будет отпускаться со склада. Однако допускается и перевод в другую единицу измерения, который оформляется актом перевода представителями отдела снабжения, бухгалтерской службы, специалистов других отделов (если это необходимо) и заведующего складом. В акте перевода в другую единицу измерения указывается количество материала в единице измерения, указанной в расчётных (сопроводительных) документах поставщика, и в единице измерения, по которой материал будет отпускаться со склада. Если в расчётных (сопроводительных) документах поставщика указана более крупная (или более мелкая) единица измерения (например, в тоннах), чем принято в организации (например, в килограммах), такие материалы приходуются в той единице измерения, которая принята в данной организации (п. 50 Методических указаний).
По завершении приёмки документы поставщика вместе с экземпляром приходного ордера представляется в бухгалтерию в порядке и в срок, установленный графиком документооборота и иными локальными актами организации. Работники бухгалтерии проверяют тождественность данных сопроводительных документов поставщика и приходного ордера, после чего МПЗ принимаются к бухгалтерскому учёту в порядке, установленном учётной политикой организации. Под этим порядком понимается способ, которым в организации формируется фактическая себестоимость МПЗ. Подробно о этом, а так же о бухгалтерских записях, которыми отражается поступление материалов, смотрите в отдельном материале по данному вопросу.
Описанная выше процедура приёмки МПЗ применяется во всех случаях, в том числе при приёмке имущества как вклада в уставный капитал, безвозмездном получении, изготовлении собственными силами.
Внимание! В соответствии с пунктом 56 Методических указаний материалы, закупленные подотчётными лицами, подлежат сдаче на склад. Оприходование материалов производится в описанном выше порядке на основании оправдательных документов, подтверждающих покупку (счета и чеки магазинов, квитанция к приходному кассовому ордеру - при покупке у другой организации за наличный расчёт, акт или справка о покупке на рынке или у населения), которые прикладываются к авансовому отчёту подотчётного лица.
В ряде случаев, когда в интересах производства целесообразно направить материалы непосредственно в подразделение организации, минуя склад, такие партии материалов отражаются в учёте как поступившие на склад и переданные в подразделение организации. При этом в приходных и расходных документах склада и приходных документах подразделения организации делается отметка о том, что материалы получены от поставщика и выданы подразделению без завоза их на склад (транзитом).
Перечень материалов, которые могут завозиться транзитом непосредственно в подразделения организации, должен быть оформлен распорядительным документом по организации (п. 51 Методических указаний).