Резерв по сомнительным долгам
02.09.2019
© ООО «ФинИнформ»
Контроль актуальности: 25.12.2019
Статус: Актуален.
Права и обязанности по созданию резерва
Создание резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учёте является обязанностью организации (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности), а в налоговом учёте организация, применяющая метод начисления, имеет право (п. 3 ст. 266 НК РФ) самостоятельно решать, создавать ли ей такой резерв. Следует также иметь в виду, что в бухгалтерском и налоговом учёте отличаются как виды задолженности, которая может быть признана сомнительной, так и правила определения величины резерва. Различны и правила списания дебиторской задолженности за счёт средств резерва.
Какие долги являются сомнительными?
В бухгалтерском учёте сомнительным долгом считается дебиторская задолженность, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, возможностью удержания имущества должника или иными способами (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности). Как следует из приведённого определения, просроченная задолженность не является сомнительной просто по факту просрочки платежа, т.е. если на отчётную дату у организации имеется уверенность в её погашении, то сомнительной такую задолженность не признают и резерв по ней не создаю. Кроме того, необходимо обратить внимание, что в приведённое определение вписываются авансы выданные (в отличие от налогового учёта), займы (вместе с процентами) и любые иные долги, независимо от того, на каком счёте их учитывает организация.
Итак, резервы образуются в тех случаях, когда по оценке организации существует вероятность полной или частичной неоплаты сомнительной задолженности. Однако, если на отчётную дату у организации имеется уверенность в получении оплаты какой-то конкретной просроченной дебиторской задолженности, то создание резерва по данному долгу может рассматриваться как создание скрытых резервов, т.е. намеренное искажение бухгалтерской отчётности (см. письмо Минфина России от 27.01.2012 № 07-02-18/01).
Для целей налогообложения признание задолженности сомнительной основывается не на экспертной оценке, а на формально – юридических критериях. В частности, сомнительным долгом признается любая задолженность, которая одновременно (п. 1 ст. 266 НК РФ):
возникла в связи с реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг);
не погашена в сроки, установленные договором;
не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Нужно подчеркнуть, что для целей налогообложения к сомнительным долгам может быть отнесена только дебиторская задолженность, возникшая в результате реализации товаров (работ, услуг). Задолженность контрагентов по прочим операциям (займы, штрафные санкции и т.п.) для целей налогообложения к сомнительной задолженности не относятся.
Создание резерва
В бухгалтерском учёте создание резерва по сомнительным долгам следует из принципа осмотрительности при формирование достоверной бухгалтерской отчётности (п. 6 ПБУ 1/2008, п. 6 ПБУ 4/99), с тем, что бы не ввести в заблуждение квалифицированного пользователя отчётности в отношении экономического положения организации. Поэтому создавать резерв необходимо во всех случаях выявления сомнительной дебиторской задолженности.
Периодичность создания резерва по сомнительным долгам законодательно не установлена, однако в целях составления достоверной бухгалтерской отчётности создавать резерв и уточнять его величину надо не реже, чем перед каждым составлением отчётности. Периодичность проверки (инвентаризации) дебиторской задолженности и порядок (способы) оценки размера создаваемого резерва организация устанавливает самостоятельно и закрепляет в учётной политике.
Величина резерва по сомнительным долгам является оценочным значением в бухгалтерском учёте (п. 3 ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений»). При проверке (инвентаризации) дебиторской задолженности размер резерва по каждому сомнительному долгу определяется отдельно, с учётом финансового положения (платёжеспособности) должника и оценки вероятности полного или частичного погашения долга. Сумма созданного резерва признается прочим расходом, а создание (увеличение) резерва по сомнительным долгам с отнесением на прочие расходы отражается бухгалтерской записью: Дт 91 «Прочие расходы» Кт 63 «Резерв по сомнительным долгам».
В налоговом учёте сумма резерва при его создании определяется не экспертной оценкой, а в установленном пунктом 4 статьи 266 НК РФ порядке, а именно:
1. Расчёт суммы задолженности, подлежащей включению в резерв.
Резерв по сомнительным долгам рассчитывается на последнее число отчётного (налогового) периода (см. ст. 285 НК РФ) на основании данных инвентаризации дебиторской задолженности (п. 4 ст. 266 НК РФ) выявляются суммы дебиторской задолженности, удовлетворяющие критериям, установленным пунктом 1 статьи 266 НК РФ. Из выявленных сумм дебиторской задолженности, признанных сомнительными, формируется сумма резерва, при этом в сумму резерва включается:
— полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности, срок возникновения которой превысил 90 календарных дней;
— 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности, срок возникновения которой от 45 до 90 календарных дней (включительно).
При расчёте суммы резерва следует учитывать следующие особенности его формирования, в частности:
Задолженности со сроком возникновения до 45 дней в сумму резерва не включаются;
Если по сомнительной задолженности у должника есть встречное обязательство (кредиторская задолженность), то она уменьшает сумму сомнительного долга, включаемого в расчёт резерва. При этом если у одного должника есть несколько дебиторских задолженностей, уменьшать такую задолженность на встречную кредиторскую задолженность нужно начиная с самой старой дебиторской задолженности;
В расчёт резерва может быть включена задолженность, срок погашения которой наступил в предыдущих налоговых периодах, если она соответствует критериям сомнительного долга и ранее резерв по сомнительным долгам не создавался (письмо ФНС России от 11.04.2019 № СД-4-3/6856).
Итак, в результате инвентаризации с учётом вышеперечисленных условий сформирована сумма сомнительной задолженности, которая может быть включена в резерв.
2. Определение предельной величины резерва.
В соответствии с пунктом 4 статьи 266 НК РФ резерв по сомнительным долгам не может превышать:
— при исчислении резерва по сомнительным долгам по итогам отчётных периодов (в течение налогового периода, т.е. года) его сумма не может превышать большую из величин:
а) 10 процентов от выручки за предыдущий налоговый период;
б) 10 процентов от выручки за текущий отчётный период;
— при исчислении по итогам налогового периода – не более 10 процентов от выручки за соответствующий налоговый период, определяемой в соответствии со статьёй 249 НК РФ (доходы от реализации).
3. Определение величины резерва.
Для определения величины резерва сумма сомнительной задолженности, подлежащая включению в резерв (см. п. 1), сравнивается с предельной величиной резерва (см. п. 2). Резерв принимается к учёту исходя из наименьшей суммы из вышеуказанных, которая включается во внереализационные расходы на последнее число отчётного (налогового) периода (пп. 7 п. 1 ст. 265, п. 3 ст. 266 НК РФ).
Корректировка суммы созданного резерва
В бухгалтерском учёте использование резерва отражается в учёте (Дт 63 Кт 62), когда за счёт средств созданного резерва бухгалтерском учёте происходит списание дебиторской задолженности, нереальной для взыскания, в части, не превышающей резерв (п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности).
На конец отчётного года неизрасходованные суммы резерва по сомнительным долгам, созданного в предыдущем отчётном году, если задолженность остаётся сомнительной, включать в прочие доходы не следует, поскольку:
1. Пунктом 70 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности предусмотрено включение неизрасходованного остатка резерва в прочие доходы, однако пунктом 32 упомянутого Положения установлено, что им следует руководствоваться, если иное не установлено другими положениями по бухгалтерскому учету.
2. Поскольку величина суммы резерва определяется на основании экспертной оценки, т.е. является оценочным значением, то отражении в учёте информации об изменениях оценочных значений, в частности резерва по сомнительным долгам, следует применять нормы пунктов 2, 3 ПБУ 21/2008, которые не предусматривают восстановления резерва на конец года. Значит, если на конец года задолженность остаётся сомнительной, организация не относит на прочие доходы резерв по сомнительным долгам, а только корректирует его сумму в случае появления новой информации.
При появлении новой информации величина резерва подлежит корректировке (увеличению или уменьшению) (п. 2 ПБУ 21/2008). Корректировка резерва признаётся прочим расходом (в случае увеличения) или прочим доходом (при уменьшении) (см. п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности, п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации», п. 4 ПБУ 21/2008).
Прочий доход (уменьшение резерва бухгалтерской записью Дт 63 Кт 91) признаётся в случаях, когда:
в результате получения новой информации прогноз по погашению задолженности стал более благоприятным для организации);
задолженность погашена должником в полной сумме или в сумме, превышающей нетто-оценку этой задолженности;
задолженность выбыла в результате передачи третьим лицам (например, при уступке права требования).
Прочий расход признаётся в случае выявления новой сомнительной задолженности.
В налоговом учёте резерв по сомнительным долгам используется организацией лишь на покрытие убытков от безнадёжных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном пунктом 2 статьи 266 НК РФ. Если сумма указанного убытка больше величины созданного резерва, разница включается во внереализационные расходы (пп. 2 п. 2 ст. 265, п. 5 ст. 266 НК РФ).
Как следует из вышесказанного, для целей налогообложения резерв по сомнительным долгам рассчитывается по итогам каждого отчётного (налогового) периода в изложенном выше порядке. При этом по результатам расчёта на дату завершения соответствующего периода сумма резерва может увеличиваться с отнесением разницы во внереализационные расходы или уменьшаться с одновременным признанием внереализационных доходов отчётного (налогового) периода (п. 5 статьи 266 НК РФ).
Итак, мы рассмотрели порядок формирования и использования резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учёте. Представляется очевидным, что как определение величины резерва, так и способы его корректировки совершенно разные, поэтому не нужно даже пытаться сформулировать в учётной политике какой-то общий порядок. Следовательно, при разработке учётной политики сразу надо продумать, как вести учёт налоговых разниц (ПБУ 18/02), которые неизбежно возникнут.
Документальное оформление
В завершение следует сказать несколько слов о документальном оформлении создания и корректировки резерва. Начнём с налогового учёта, поскольку там всё жёстко регламентировано. Документальным подтверждением суммы внереализационных расходов, исходя из приведённых выше норм НК РФ, будут:
— Акт инвентаризации дебиторской задолженности, в котором следует отдельно выделить задолженности, которые соответствуют критериям сомнительных;
— Расчёт суммы резерва исходя из выявленной в акте инвентаризации сомнительной задолженности;
— Расчёт предельной суммы резерва на дату завершения отчётного (налогового) периода.
— Решение о создании резерва или корректировке величины резерва на дату завершения отчётного (налогового) периода.
Для целей бухгалтерского учёта величина резерва и его изменения формируются на основании экспертной оценки, однако это не означает, что единственным экспертом должен быть главный бухгалтер, который произвольно уменьшает или увеличивает резерв. Экспертная оценка также должна документироваться, а главный бухгалтер должен лишь отражать в учёте оценку, сделанную определёнными должностными лицами комиссией и утверждённую руководителем организации.
Лиц, ответственных за инвентаризацию дебиторской задолженности, бланки заполняемых при этом документов и график документооборота следует закрепить в учётной политике.