Расходы на ремонт основных средств при УСН
01.10.2020
© ООО «ФинИнформ»
Контроль актуальности: 01.10.2020
Статус: Актуален.
Налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных) (пп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), при этом следует учитывать, что расходы на ремонт не следует путать с расходами на их достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, для которых существуют специальные правила учёта таких затрат (пп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Расходы на ремонт учитываются вне зависимости от его вида (текущего или капитального), а также способа его осуществления (хозяйственный или подрядный) (см. письмо Минфина России от 18.10.2005 № 03-11-04/2/107), но если налогоплательщик осуществляет ремонт ОС собственными силами, то сумма материальных или иных затрат (например, на приобретение запасных частей, оплата труда) списывается по тому же основанию.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.17 НК РФ расходы на ремонт ОС признаются после их фактической оплаты при условии их экономической обоснованности (см. дополнительный материал) и надлежащего документального оформления (п. 2 ст. 346.16 НК РФ), о котором ниже.
Специфика учёта арендованных ОС
Как следует из подпункта 3 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ, положения данной нормы применяются и в отношении расходов на ремонт арендованных объектов при определённых условиях, которые диктуются условиями договора аренды и нормами гражданского законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 616 ГК РФ арендодатель обязан производить за свой счёт капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды. В силу пункта 2 упомянутой статьи арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счёт текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. Таким образом, арендатор обязан производить текущий ремонт в силу закона, а капитальный ремонт - только в тех случаях, когда такая обязанность предусмотрена договором. И в том и другом случае расходы на ремонт арендованных ОС учитываются при определении налоговой базы (см. письма Минфина России от 12.05.2009 № 03-11-06/2/84, от 07.05.2009 № 03-11-06/2/83).
Однако следует учитывать, что по мнению налоговых органов, имущество, принадлежащее физическому лицу (в том числе ИП) на праве собственности и сдаваемое им в аренду, не может рассматриваться в качестве объекта основных средств, в связи чем расходы на ремонт данного имущества не могут учитываться при исчислении налоговой базы по налогу при УСН (см. письмо МНС России от 06.07.2004 № 04-3-01/398). Но из других разъяснений следует, что затраты по ремонту ОС (например автомобиля), арендованного у физического лица, могут быть учтены на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ (см. письмо Минфина России от 20.11.2006 № 03-11-05/251). Аналогичный вывод сделан в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 22.11.2006 № Ф04-8284/2005(27935-А45-40).
Документальное оформление расходов на ремонт ОС
Для подтверждения произведённых налогоплательщиком расходов на ремонт ОС (в т.ч. арендованных) необходимо иметь в наличии следующие документы:
- дефектные ведомости, обосновывающие необходимость проведения ремонтных работ;
- документы, подтверждающие оплату ремонтных работ;
- документы, подтверждающие оплату использованных материалов, платёжные ведомости и т.п. - при осуществлении ремонта собственными силами;
- акт приёмки-передачи выполнения ремонтных работ;
- договор аренды - при ремонте арендованных или сданных в аренду основных средств.
(см. письма Минфина России от 27.03.2012 № 03-11-11/103, от 23.12.2009 № 03-11-09/413)
Внимание! При применении УСН налогоплательщики не вправе создавать резерв расходов на ремонт основных средств.