Учёт и налогообложение средств целевого финансирования в форме бюджетных субсидий
19.01.2021
© ООО «ФинИнформ»
Контроль актуальности: 19.01.2021
Статус: Актуален.
Квалификация бюджетных субсидий
Порядок предоставления субсидий коммерческим организациям (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) регулируется статьёй 78 Бюджетного Кодекса РФ (далее – БК РФ).
Субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением ряда подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг (п. 1 ст. 78 БК РФ).
Субсидии могут предоставляться из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета, а также из внебюджетных фондов (п. 2 ст. 78 БК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчётном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, данные средства подлежат возврату в соответствующий бюджет в порядке, определенном вышеупомянутыми нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами (п. 3.1 ст. 78 БК РФ).
При предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления (п. 5 ст. 78 БК РФ), т.е. их получатели должны организовать учёт поступления и расходования бюджетных средств в установленном порядке, который различен в бухгалтерском и налоговом учёте.
Бухгалтерский учёт
Положением по бухгалтерскому учёту «Учёт государственной помощи» ПБУ 13/2000 установлены правила формирования в бухгалтерском учёте информации о получении и использовании государственной помощи, под которой понимается получение коммерческой организацией экономической выгоды в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) (п. 1 ПБУ 13/200).
Указанное Положение не применяется (п. 3 ПБУ 13/2000) в отношении экономической выгоды, связанной с:
государственным регулированием цен и тарифов;
применением соответствующих правил налогообложения прибыли (предоставление налоговых льгот, отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов, инвестиционных налоговых кредитов и др.);
участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах юридических лиц, уставных фондах государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе предоставлением бюджетных средств в связи с таким участием;
возмещением недополученных доходов и (или) финансовым обеспечением (возмещением) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг на договорной основе.
Из приведённых норм ПБУ 13/2000 следует, что государственной помощью признаются только денежные средства или иное имущество, полученные безвозмездно. Если государственное финансирование получается в рамках возмездного договора, следует признавать их как выручку от реализации.
В соответствии с пунктом 4 Положения государственная помощь подлежит отражению в бухгалтерском учёте и отчётности независимо от вида предоставленных ресурсов (денежных или иных). Для целей бухгалтерского учёта бюджетные средства подразделяются на:
средства на финансирование капитальных затрат, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путём внеоборотных активов (основных средств и др.). Предоставление этих средств может сопровождаться дополнительными условиями, ограничивающими приобретение определенных видов активов, их местонахождение или сроки приобретения и владения;
средства на финансирование текущих расходов. К ним относятся бюджетные средства, отличные от предназначенных на финансирование капитальных расходов.
Порядок учёта бюджетных средств определяется учётной политикой организации закреплением в ней одного из вариантов, предусмотренных пунктом 5 ПБУ 13/2000:
по мере фактического поступления средств, которое отражается бухгалтерской записью Дт 51 Кт 86 — отражено поступление бюджетных средств.
при выполнении следующих условий:
oимеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть заключённые организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утверждённая проектно-сметная документация и т.п.;
oимеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть утверждённая бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приёмки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.
Во втором случае делаются следующие бухгалтерские записи (с учётом нормы пункта 7 ПБУ 13/2000):
1. Отражена задолженность по целевому финансированию: Дт 76 Кт 86;
2. Отражено поступление бюджетных средств: Дт 51 Кт 76.
Тут важно упомянуть, что в соответствии с пунктом 6 Положения в случае предоставления государственной помощи в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество), указанные ресурсы принимаются к бухгалтерскому учёту в сумме, равной стоимости полученных или подлежащих получению активов. Стоимость активов, полученных или подлежащих получению, определяется организацией исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно она устанавливает стоимость таких же или аналогичных активов.
Далее рассмотрим порядок списания средств целевого финансирования. В соответствии с пунктом 8 ПБУ 13/2000 бюджетные средства списываются со счета учёта целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации, т.е. признаётся доход. При этом по внеоборотным активам, приобретённым за счёт бюджетных средств и подлежащим, согласно действующим правилам амортизации, в общем порядке начисляются амортизационные отчисления с одновременным признанием дохода в той же сумме (начисленной амортизации).
Пункт 9 Положения уточняет, что порядок учёта использования средств целевого финансирования зависит от того, на что предоставлены эти средства, в частности:
Если субсидии предоставлены на финансирование капитальных затрат, то:
— целевое финансирование, предоставленное для осуществления капитальных вложений в амортизируемое имущество, учитывается при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию в качестве доходов будущих периодов с последующим отнесением в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов по мере начисления амортизации на финансовые результаты организации;
— целевое финансирование, предоставленное для осуществления капитальных вложений в имущество, не подлежащее амортизации, учитывается в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации, например, по факту собственно приобретения соответствующих активов.
Рассмотри пример отражения в учёте целевого финансирования на приобретение объекта основных средств, подлежащего амортизации. Итак, в отчётном периоде коммерческая организация получила бюджетную субсидию в размере 1 000 000 рублей на приобретение объекта основных средств. При этом уплачено поставщику объекта — 700 000 руб., транспортные услуги по доставке — 120 000 руб., израсходованы материалы для монтажа — 100 000 рублей и расходы на монтаж собственными силами: заработная плата персоналу 60 000 руб., начислены страховые взносы 20 000 руб.
Срок полезной эксплуатации объекта определён в 100 месяцев при линейном способе начисления амортизации. В отчётном периоде начислена амортизация за три месяца: 1 000 000 /100 х 3 = 30 000.
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Отражено поступление субсидии | 51 | 86 | 1 000 000 |
2 | Принят объект ОС от поставщика | 08 | 60 | 700 000 |
3 | Отражены транспортные расходы | 08 | 60 | 120 000 |
4 | Приобретены материалы | 10 | 60 | 100 000 |
5 | Списаны материалы на монтаж объекта | 08 | 10 | 100 000 |
6 | Начислена заработная плата за монтаж | 08 | 70 | 60 000 |
7 | Начислены страховые взносы | 08 | 69 | 20 000 |
8 | Оплачены счета поставщиков | 60 | 51 | 920 000 |
9 | Выплачена заработная плата | 70 | 51 | 60 000 |
10 | Уплачены страховые взносы | 69 | 51 | 20 000 |
11 | Введён в эксплуатацию объект основных средств, отражено использование средств целевого финансирования | 01 | 08 | 1 000 000 |
86 | 98 | 1 000 000 |
12 | Начислена амортизация, отражён доход от целевого финансирования | 20 | 02 | 30 000 |
В результате у нас должен получиться следующий оборотный баланс:
Дт | Кт | Дт | Кт | Дт | Кт |
1 | 2 | 3 | 4 | 3 | 4 | 5 | 6 |
01 | Основные средства | | | 1 000 000 | 0 | 1 000 000 | 0 |
02 | Амортизация осн средств | | | 0 | 30 000 | 0 | 30 000 |
08 | Капитальные вложения | | | 1 000 000 | 1 000 000 | 0 | 0 |
10 | Материалы | | | 100 000 | 100 000 | 0 | 0 |
20 | Основное производство | | | 30 000 | 0 | 30 000 | 0 |
51 | Расчётный счёт | | | 1 000 000 | 1 000 000 | 0 | 0 |
60 | Поставщики | | | 920 000 | 920 000 | 0 | 0 |
69 | Расчёты по соцстрахованию | | | 20 000 | 20 000 | 0 | 0 |
70 | Расчёты по заработной плате | | | 60 000 | 60 000 | 0 | 0 |
86 | Целевое финансирование | | | 1 000 000 | 1 000 000 | 0 | 0 |
91 | Прочие доходы | | | 0 | 30 000 | 0 | 30 000 |
98 | Доходы будущих периодов | | | 30 000 | 1 000 000 | 0 | 970 000 |
Если бюджетные субсидии предоставлены на финансирование текущих расходов — целевое финансирование признаётся в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учёту запасов и других активов с последующим отнесением на доходы отчётного периода при отпуске запасов в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начисления оплаты труда и осуществлении других расходов аналогичного характера.
Порядок учёта бюджетных средств, предоставленных на финансирование капитальных затрат, понесённых организацией в предыдущие отчётные периоды, определён пунктом 10 Положения 13/2000. Использование средств отражается в размере начисленной амортизации при одновременном увеличении финансовых результатов организации (операция 12 в примере).
В бухгалтерской отчётности (балансе) с учётом принципа существенности подлежат отражению следующие, как минимум, показатели (п. 20 ПБУ 13/2000):
— остаток средств целевого финансирования в части предоставленных организации бюджетных средств;
— дебиторская задолженность в части бюджетных средств, принятых к бухгалтерскому учёту в соответствии с пунктом 7 ПБУ 13/2000, т.е. сумму средств целевого финансирования, поступление которой ожидается;
— сумма средств целевого финансирования (кредиторская задолженность) подлежащая возврату по основаниям, изложенным в пункте 14 ПБУ 13/2000.
— доходы будущих периодов, признанные в соответствии с абзацем третьим пункта 9 ПБУ 13/2000 в связи с государственной помощью на финансирование текущих расходов, в составе краткосрочных обязательств.
Особого внимания требует отражение доходов будущих периодов, поэтому рассмотрим этот вопрос подробно. Пунктом 21 ПБУ 13/2000 устанавливается порядок представления доходов будущих периодов в бухгалтерском балансе.
Доходы будущих периодов, признанные в связи с получением целевого финансирования на осуществление капитальных вложений, могут быть представлены в балансе двумя способами:
— обособленной статьёй в составе долгосрочных обязательств, при этом суммы, отнесённые в отчётном периоде на финансовые результаты, представляются в отчёте о финансовых результатах отдельной строкой доходов;
— в качестве регулирующей величины, на которую одновременно уменьшаются балансовая стоимость внеоборотных активов и расходы по амортизации в отчёте о финансовых результатах.
Средства целевого финансирования, направленные на компенсацию текущих расходов, представляются в отчёте о финансовых результатах одним из следующих способов:
— как отдельная строка в составе доходов;
— как сумма, уменьшающая расходы, на финансирование которых получены соответствующие бюджетные средства.
Выбранный способ отражения доходов будущих периодов следует закрепить в учётной политике.
Кроме того, в соответствии с пунктом 22 Положения 13/2000 в бухгалтерской отчётности (пояснительной записке) должны быть раскрыты следующие вопросы в отношении средств государственной помощи:
— характер и величина бюджетных средств, признанных в бухгалтерском учёте в отчётном году;
— назначение и величина бюджетных кредитов;
— характер прочих форм государственной помощи, от которых организация прямо получает экономические выгоды;
— невыполненные по состоянию на отчётную дату условия предоставления бюджетных средств и связанные с ними условные обязательства и условные активы;
— способы представления информации в бухгалтерской отчётности, выбранные организацией в соответствии с пунктом 21 Положения (см. выше), которые являются элементами учётной политики.
Налогообложение средств целевого финансирования
Квалификация целевого финансирования для налогообложения прибыли
Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами. К средствам целевого финансирования относится, в частности, имущество:
- в виде средств бюджетов, выделяемых осуществляющим управление многоквартирными домами ТСЖ, ЖСК, управляющим организациям;
- в виде полученных грантов;
- в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством РФ;
- в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения;
- в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов;
- в виде средств, полученных из фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности;
- в виде средств, получаемых медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе ОМС;
- в виде субсидий, полученных на возмещение расходов, указанных в статье 270 НК РФ (за исключением расходов, указанных в пункте 5 статьи 270 НК РФ).
Для целей исчисления налога на прибыль порядок учёта субсидий, предоставляемых коммерческим организациям из бюджетов бюджетной системы РФ, зависит от их классификации.
Средства в виде прочих субсидий, прямо не указанных в статье 251 НК РФ, либо полученные в рамках возмездного договора, признаются в составе внереализационных доходов в порядке, установленном пунктом 4.1 статьи 271 НК РФ, согласно которому субсидии учитываются в доходах по мере осуществления и признания расходов или единовременно, если к моменту их получения данные расходы произведены и признаны в налоговом учёте. При этом субсидии, полученные в рамках возмездного договора, отражаются в составе выручки от реализации в общеустановленном порядке.
Таким образом, для признания полученного имущества средствами целевого финансирования они должны соответствовать требованиям подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ и предоставляться безвозмездно. Если субсидии получены в рамках возмездного договора, их учёт осуществляется в общеустановленном порядке, то есть после факта оказания услуг, выполнения работ. (см. письма Минфина России от 04.12.2019 № 03-03-06/1/94466, от 19.12.2019 № 03-03-06/1/99582, от 24.01.2020 № 03-03-07/4222).
Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде субсидий, полученных на возмещение расходов, которые не учитываются для целей налога на прибыль организаций (а это расходы, перечисленные в статье 270 НК РФ, за исключением расходов по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а также расходов, осуществлённых в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств). Данная норма действует с 1 января 2019 года.
Из вышесказанного следует, что если субсидии получены на осуществление и (или) компенсацию расходов, указанных в статьи 270 НК РФ, то они не учитываются в доходах для целей расчёта налога на прибыль.
Налоговый учёт средств целевого финансирования
Подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, вести раздельный учёт доходов (расходов), полученных (произведённых) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учёта у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства расцениваются как подлежащие налогообложению с даты их получения, то есть включаться в доходы.
При этом глава 25 НК РФ не устанавливает отдельного порядка ведения налогового учёта для средств целевого финансирования. В связи с этим организация должна самостоятельно разработать и утвердить в учётной политике порядок ведения налогового учёта согласно статье 313 НК РФ.
Налоговый учёт должен быть организован в разрезе каждого вида целевых средств с указанием срока использования (при наличии). Важным моментом является наличие связи между средствами целевого финансирования и произведёнными расходами, которые должны быть документально подтверждены.
Данные о средствах целевого финансирования отражаются в листе 07 «Отчёт о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования», который включается в состав декларации согласно пункту 14 статьи 250 НК РФ. Данный отчёт составляют только налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, целевые поступления и другие средства, указанные в пункте 1 и 2 статьи 251 НК РФ.
Исходя из видов полученного организацией имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования, организация выбирает соответствующие им наименования и коды из приложения 3 к порядку заполнения декларации и переносит в графу 1 отчёта.
Внимание! НК РФ устанавливает особый порядок амортизации имущества, приобретённого (созданного) за счёт средств целевого финансирования, о чём подробно в специальном материале.
НДС по средствам целевого финансирования из бюджета
Сразу же необходимо заявить, что мы не рассматриваем всю историю данного вопроса, поскольку такой материал уже утратил актуальность. При чтении данного материала следует помнить, что он подготовлен в рамках нормативной базы, действующей с 1 января 2019 года и далее.
При этом заметим, что позиция Минфина РФ в данном вопросе всегда базировалась на той логике, что в случае приобретения товаров (работ, услуг) за счёт средств бюджета суммы НДС также оплачиваются продавцам за счёт бюджетных средств. Очевидно, что принятие к вычету таких сумм НДС приведёт к повторному получению налога из бюджета. Поэтому при закупке товаров (работ, услуг) за счёт средств бюджета суммы налога к вычету (возмещению) принимать не следует (см. письмо Минфина России от 12.01.2012 № 03-07-11/05).
С 2018 года эта норма закреплена в пункте 2.1 статьи 170 НК РФ: в случае приобретения товаров (работ, услуг), в том числе ОС и НМА, имущественных прав, полностью за счёт субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы РФ, суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и/или фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию России, вычету не подлежат. Данные правила применяются также при проведении капитального строительства и (или) приобретении недвижимого имущества за счёт субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком, с последующим увеличением уставного фонда государственных (муниципальных) унитарных предприятий или возникновением права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юридических лиц.
В случае, если приобретаемые товары (работы, услуги) оплачиваются за счёт бюджетных субсидий частично, то суммы налога, предъявленные налогоплательщику и (или) фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под её юрисдикцией, вычету не подлежат в соответствующей доле, которая определяется как отношение суммы субсидий и (или) бюджетных инвестиций, израсходованных на приобретение товаров (работ, услуг) к общей стоимости указанных приобретений с учётом предъявленных налогоплательщику и фактически уплаченных им при ввозе таких товаров на территорию РФ сумм налога.
Внимание! При получении субсидии на уплату сумм НДС при ввозе товаров на территорию России уплаченная за счёт таких субсидий и (или) бюджетных инвестиций сумма налога вычету не подлежит.
Суммы НДС, не подлежащие вычету в соответствии с пунктом 2.1 статьи 170 НК РФ, не включаются в стоимость товаров (работ, услуг), а учитываются единовременно в составе прочих расходов в соответствии со статьёй 264 НК РФ.
Положения пункта 2.1 статьи 170 НК РФ не применяются в случае, если документами о предоставлении субсидий и (или) бюджетных инвестиций предусмотрено финансирование затрат на оплату приобретений без включения в состав таких затрат предъявленных сумм НДС и (или) сумм НДС, уплаченных при ввозе (см. также письмо Минфина России от 30.04.2019 № 03-07-11/31921). Следовательно, надо внимательно читать договор о предоставлении субсидий, поскольку в конкретной ситуации НДС можно принять к вычету в общеустановленном порядке.
С 1 января 2019 года согласно пункту 2.1 статьи 170 НК РФ в случае, если при предоставлении субсидий и (или) бюджетных инвестиций не определены конкретные товары (работы, услуги), на приобретение которых они предоставляются, налогоплательщик обязан вести раздельный учёт затрат, осуществляемых за счёт субсидий и (или) бюджетных инвестиций, и затрат, осуществляемых за счёт других источников. Но аналогичная обязанность налогоплательщика предусмотрена нормами главы 25 НК РФ для целей исчисления налога на прибыль, поэтому раздельный учёт затрат по использованию субсидий следует вести при любых обстоятельствах.
Из подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ следует, что суммы НДС, принятые в установленном порядке к вычету по товарам (работам, услугам), подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае получения им в соответствии с законодательством РФ субсидий из бюджета и (или) бюджетных инвестиций на возмещение ранее понесённых затрат на приобретение товаров (работ, услуг) и (или) на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров в РФ. Восстановлению подлежат суммы НДС в размере, ранее принятом к вычету, если иное не предусмотрено подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ.
В случае получения налогоплательщиком субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение части ранее понесённых затрат на приобретение товаров (работ, услуг), восстановлению подлежит сумма НДС, принятая к вычету по указанным товарам (работам, услугам), и (или) сумма налога, уплаченного при ввозе товаров в РФ, в соответствующей доле, которая определяется как отношение суммы субсидий и (или) бюджетных инвестиций, за счёт которых были возмещены затраты на приобретение товаров (работ, услуг), к общей стоимости указанных приобретений с учётом предъявленных налогоплательщику и фактически уплаченных им при ввозе таких товаров в РФ, сумм НДС.
В случае получения субсидии на возмещение затрат по уплате сумм НДС при ввозе товаров в Россию, восстановлению подлежит сумма НДС, ранее принятая к вычету, в размере полученной субсидии.
Внимание! Суммы НДС, подлежащие восстановлению в соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ, не включаются в стоимость приобретений, а учитываются единовременно в составе прочих расходов в соответствии со статьёй 264 НК РФ.
Восстановление сумм НДС производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы субсидий и (или) бюджетных инвестиций.
Важно отметить, что норма о восстановлении сумм НДС не применяется в следующих случаях:
Если документами о предоставлении субсидий и (или) бюджетных инвестиций предусмотрено возмещение затрат на приобретение товаров (работ, услуг), без включения в состав таких затрат предъявленных сумм НДС и (или) сумм НДС, уплаченных при ввозе (см. письмо Минфина России от 30.04.2019 № 03-07-11/31921).
При получении налогоплательщиком субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ не на возмещение затрат на приобретение товаров (работ, услуг), а в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением налогоплательщиком льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством (см. письмо Минфина России от 15.05.2019 № 03-07-11/34601).