Письмо Минфина РФ № 03-07-11/40141 от 09.06.2018
Проход по ссылкам навигацииНормативная база Письмо Минфина РФ № 03-07-11/40141 от 09.06.2018
Войти
Яндекс.Метрика
«...и познаете истину, и истина сделает вас свободными»
(от Иоанна, 8:32)

Внимание!!! Проводится модернизация сайта. Возможна нестабильная работа. Приносим свои извинения.

Задать ?

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 9 июня 2018 г. N 03-07-11/40141

Вопрос: 1. В АО (Далее - Компания) при осуществлении своей деятельности возникают некоторые вопросы о порядке определения пропорции в отношении сумм налога на добавленную стоимость (Далее - НДС), предъявленных продавцами товаров (работ, услуг), используемых для осуществления как облагаемых, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) НДС операций.

Компанией в рамках инвестиционной деятельности предоставляются займы в денежной форме проектным компаниям. По условиям договоров в случае изменения сроков предоставления средств, досрочного погашения, изменения процентных ставок, просрочки платежей, других существенных изменений (не исполнений) условий договоров займа, должнику могут быть предъявлены штрафы (неустойки, комиссии).

При этом суммы предъявленных штрафов (неустоек, комиссий) не погашены должником в связи с финансовой несостоятельностью (банкротством).

Правильно ли мы понимаем, что, учитывая разъяснения Минфина РФ от 19 июля 2012 г. N 03-07-08/188, при определении пропорции в соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ не учитываются доходы, получаемые (начисляемые) Компанией в связи с нарушением (изменением) условий договора займа (в т.ч. выраженные в процентах к сумме долга), поскольку такие доходы не являются выручкой Компании от реализации товаров (работ, услуг)?

2. Компания является участником иностранного инвестиционного Фонда (Партнерство с ограниченной ответственностью). Фонд не выступает налогоплательщиком налога на прибыль и является "прозрачным" с т.з. налогообложения в США. Фонд приобретает акции перспективных компаний в области нанотехнологий. В последующем данные акции либо частично реализуются, либо удерживаются фондом. Часть полученного Фондом дохода от реализации акций (по иным другим основаниям) распределяется между участниками, либо снова инвестируется.

Правильно ли мы понимаем, что при определении пропорции в соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ, не учитываются доходы, получаемые Компанией при распределении прибыли фонда, поскольку такие доходы не являются выручкой Компании от реализации товаров (работ, услуг)?

3. В соответствии с п. 4 ст. 170 Налогового кодекса Российской Федерации (Далее - НК РФ) суммы НДС, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг) налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые, так и освобождаемые от налогообложения операции, принимаются к вычету в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению. На основании п. 4.1. ст. 170 НК РФ такая пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров, переданных имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения).

Согласно пп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ не признается реализацией товаров, работ или услуг передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный капитал хозяйственных обществ).

Правильно ли мы понимаем, что при определении пропорции стоимость ценных бумаг, переданных в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ, не учитывается в стоимости отгруженных товаров, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения)?

В случае если в расчёт пропорции для целей ведения раздельного учета НДС также включается стоимость ценных бумах, переданных в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ, то правильно ли мы понимаем, что определение пропорции осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных пп. 5 п. 4.1 ст. 170 НК РФ, а именно учитывается сумма дохода от такой передачи, определяемая как совокупная разница между стоимостью, по которой передаются ценные бумаги, и расходами на приобретение этих ценных бумаг?

Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письма о порядке определения пропорции для ведения раздельного учета налога на добавленную стоимость (далее - НДС) налогоплательщиком, осуществляющим операции, облагаемые НДС и не облагаемые (освобождаемые от налогообложения), и сообщает.

Согласно абзацу четвертому пункта 4 статьи 170 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы НДС, предъявленные налогоплательщикам по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых, так и не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) операций, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения, и с учетом особенностей, установленных пунктом 4.1 статьи 170 Кодекса.

В соответствии с пунктом 4.1 статьи 170 Кодекса указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав за налоговый период. При этом особенности определения вышеуказанной пропорции при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг), не являющихся объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, не установлены.

Таким образом, при определении вышеуказанной пропорции учитываются операции, как облагаемые НДС, так и не облагаемые НДС (исключенные из налогообложения) по всем основаниям, предусмотренным главой 21 Кодекса, в том числе операции, не признаваемые объектом обложения НДС в соответствии с пунктом 2 статьи 146 Кодекса. В связи с этим операции по передаче ценных бумаг в качестве вклада в уставный капитал, не подлежащие обложению НДС на основании подпункта 4 пункта 3 статьи 39 и пункта 2 статьи 146 Кодекса учитываются при определении пропорции, предусмотренной пунктом 4 статьи 170 Кодекса.

В то же время необходимо учитывать, что согласно подпункту 5 пункта 4.1 статьи 170 Кодекса в целях исчисления вышеуказанной пропорции при определении стоимости ценных бумаг, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения, учитывается сумма дохода от такой реализации, определяемая как совокупная разница между ценой реализованных ценных бумаг, определяемой с учетом положений статьи 280 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса, и расходами на приобретение и (или) реализацию этих ценных бумаг, определяемыми с учетом положений статьи 280 Кодекса, при условии, что такая разница является положительной. Если указанная разница является отрицательной, то она не учитывается при определении суммы чистого дохода. Данный порядок определения стоимости ценных бумаг, возможно применять в отношении ценных бумаг, передаваемых в качестве вклада в уставный капитал.

Что касается сумм штрафов, неустоек и комиссий за нарушение условий договора займа, предъявляемых налогоплательщиком заемщикам, признанным банкротами, а также сумм денежных средств, получаемых от иностранных компаний, в которых налогоплательщик является участником, в рамках распределения доходов, возникающих у этих иностранных компаний от операций по реализации ценных бумаг или иных операций, то такие суммы при расчете вышеуказанной пропорции, определяемой исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) за налоговый период, не учитываются.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента

О.Ф. Цибизова


 
Открыт на дату:

03.11.2020.

Свойства документа
Источник:Министерство Финансов РФ
Дата принятия:09.06.2018
№ документа:03-07-11/40141
Вид документа:Письмо